кофе

Театр это про любовь. Про любовь...

Чтобы ни писали и не думали, театр это про любовь. Счастливую или несчастную. Короткую или на всю жизнь. Написанную воздушными рифмами или мерзкими подробностями. В невыносимом шуме или оглушающей тишине. Про любовь. Ибо все, что есть и ради чего стоит жить, это любовь. «Королева красоты» по пьесе МакДонаха в дебютной постановке Сергея Виноградова в театре Армена Джигарханяна не исключение из правил.





В «Королеве красоты» не изящной драматургии или умных диалогов. Но в ней с лихвой психологических этюдов и намеков к размышлению. Мартин МакДонах, как и Вампилов, который сочинял истории с сюжетом, рассказывает нам о Морин и Мэг Фолин, живущих в богом забытом ирландском городишке. Мэг уже больше 70 и она отчаянно боится остаться одна и не отпускает дочь ни на шаг. Морин за 40 и она отчаянно пытается найти свое счастье, для чего ей надо избавиться от матери. Надежды на новую жизнь Морин связывает с бывшим соседом Пато Дули, в которого она влюблена много лет. Пато вернулся домой и зовет Морин уехать в Америку. Вместе. Без Мэг.



Морин и Мэг Фолин проживают перед зрителями историю, в которой невозможно найти истину. Грань между счастьем и эгоизмом, ранимостью и злопамятностью столь тонка, что иногда незаметна. Мать и дочь отчаянно воюют друг с другом за свое "счастье» - капризно, мстительно иногда беспощадно. Вот только «счастье» каждая понимает по-своему, да и методы борьбы могут удивить неискушенного зрителя. И чем больше вовлекаешься в постановку, тем сложнее понять, кто прав, а кто виноват.



Впрочем, у МакДонаха виноваты и невиновны все. Татьяна Мухина (Морин) и Мария Соловьева (Мэг) проведут нас от мизансцены к мизансцене, словно через лабиринт, показывая новые грани правды. Или лжи. Но, увы, до истины мы так и не дойдем. «Правда» Мэг и «правда» Морин никогда не сойдутся в одной точке.



Пружина спектакля сжимается постепенно, чтобы распрямится в одно мгновенье. Жесткость МахДонаха может шокировать, вызвать отвращение к персонажам, талантливо сыгранным Мухиной и Соловьевой. Раскаленное масло, пролитое на руки матери «заботливой» дочерью, моментально делает из дочери-жертвы палача, и опять не понимаешь, кому в этой истории сочувствовать больше. В финале пьесы в аккомпанемент дождя вплетётся музыкальный привет от Анетт и Марго Фолин, поздравление маме Мэгги с днем рождения. Поздравление, которое так и не дошло до адресата, - доведенная до отчаяния Морин убьет ненавистную мать. Принесет ли ей это счастье, или окончательно приведет к безумию, - решать зрителю. МакДонах беспощаден, но оставляет шанс персонажам в последнюю минуту, за секунду до неминуемой беды проявить себя как человек.



Мне повезло с местами на спектакле: взаимоотношения Мэг и Морин надо разглядывать подробно, в деталях. Бытовая история матери и дочери появляется исподволь - из старого шкафа, из телевизора с вечными австралийскими сериалами, из каши с комками, из пакетикового супчика, из тяжелой кочерги. И если Морин в начале постановки вызывает сочувствие, то Мэг очаровательна в своей омерзительности.



Роль престарелой Мэг Фолин отдана молодой и симпатичной Марии Соловьевой, которую с трудом узнаешь в гриме и мешковатой одежде. Мэг Фолин с крошками печенья на кофточке, с отвратительным чавканьем во время еды, с капельками слез на кончике носа и униженно-противным «свари кашку, ну или хотя бы супчику» - хочется прибить сразу и желательно быстро. Мне вообще показалось, что Мария Соловьева развлекается в этой роли как может, поистине виртуозно. Одна из замечательных сцен в постановке - мизансцена между Мэг и братом Пато Реем в конце спектакля, ее вовсе можно показывать отдельным номером. И не спешите убегать после спектакля, финальные поклоны Марии Соловьевой не разочаруют!



Татьяна Мухина (Морин Фолан) – яркая, острохарактерная актриса. Ее Морин как натянутая струна, готовая лопнуть в каждую секунду. Татьяна великолепна и в короткие мгновенья счастья с Пато, и в отчаянной безысходности в сценах с материю, и в нарастающем безумии, что плещется в ее глазах в финальных сценах.



Абсолютно незабываем в роли Рея Дули Михаил Железнов. Невероятная пластика Михаила достойна всяческих похвал. Долговязый рыжий ирландский подросток Рей, вовлеченный в безумие семьи Фолан удивительным образом не замечает этого самого сумасшествия. Егой волнует вопрос давно потерянного теннисного мячика и странное написание имени невесты Пато. Браво, Михаил!



«Королева красоты» Сергея Виноградова несомненная удача театра. Но за занавесом постановки остался вопрос - для чего написана эта пьеса? Более того, в театре Армена Джигарханяна зрителя пощадили, МакДонах написал «Королеву» намного жёстче, циничнее и противнее. Я не удержалась после спектакля и прочитала пьесу. Помните, мы начали с того, что театр это любовь? Но как же сложно найти эту любовь в «Королеве красоты»!



Виноградов вместе с Макдонахом показывают нам финал истории, начавшейся много лет назад. Сегодняшняя Морин титул «королевы красоты» не завоевала бы, но юная Морин носила это прозвище с гордостью. Сестры Анетт и Марго давно замужем, а Морин до 40 лет живет с матерью и хранит в сердце любовь к Пато. Пато двадцать лет назад уехал в Англию и затерялся там. А Морин с нервным срывом попала в психиатрическую клинику, откуда ее забрала Мэг. Много лет назад Морин уже теряла Пато, и это закончилось трагически. Спустя годы Пато вновь появляется на пороге дома Фолин…



Возможно, Мэг испугалась за Морин. Возможно, она знает, что болезнь Морин может вернуться, если снова ничего не получится с Пато. Да, это любовь, которая, на первый взгляд, разрушает стремление дочери быть с любимым человеком. Но только на первый. Мэг больше не верит Пато. И летят письма Дули в огонь печи. Физическая немощность Мэг, выливание мочи в раковину, капризность, – оковы, которыми она привязывает Морин к себе, к дому. Привязывает, чтобы уберечь. Спасти. Мне Мэг чем-то напоминает Аманду Уингфрид из «Стеклянного зверинца» Теннесси Уильямса. Мэг, как и Аманда, защищает свое дитя, неумело заключая в тиски любви. Трагедия Мэг и Морин в том, что они разучились отдавать любовь и любить самим. Потеряли грань между эгоизмом и счастьем, которую мы тоже порою не видим. И если мы убиваем любовь – любовь убивает нас.



Мартин МакДонах больше не пишет пьесы. Но за жестокостью и неприглядной внутренней сущностью героев драматурга спрятана большая любовь и вера в них.

Вера в то, что в каждом из нас есть Свет.

И еще немного фотографий...











































Большое спасибо pamsik и mosblog за возможность культурного обогащения.

Моя рецензия на «Афише»

Королева красоты

Чтобы ни писали и не думали, театр это про любовь. Счастливую или несчастную. Короткую или на всю жизнь. Написанную воздушными рифмами или мерзкими подробностями. В невыносимом шуме или оглушающей тишине. Про любовь. Ибо все, что есть и ради чего стоит жить, это любовь. «Королева красоты» по пьесе МакДонаха в дебютной постановке Сергея Виноградова в театре Армена Джигарханяна не исключение из правил.

В «Королеве красоты» не изящной драматургии или умных диалогов. Но в ней... Читать полностью

 Ketevan Meshkova 15.07.2016 21:35:00 · Хорошая рецензия? · Спасибо! Спасибо!
О спектакле: Все рецензии



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Оставайтесь на связи: lj LiveJournal | fb Facebook | in Instagram

Posts from This Journal by “Рецензия” Tag

Татьяна, на самом деле не ужасная. Про жизнь)
Читала Ваш отзыв и в голове сразу всплыл именно "Стеклянный зверинец". И вдруг вижу - Вы тоже вспомнили это произведение. Вот только у меня в голове почему-то возникла аналогия между Морин из Вашего отзыва и Томом Уингфилдом из "Стеклянного зверинца". Только Тому удалось вырваться. Стал ли он от
того счастливее? Вряд ли...
Страшно, когда люди оказываются перед подобным выбором. Страшно, когда мать пытается спасти своего ребенка подобным способом. А вообще, мне кажется, все здесь из-за страха. И, в первую очередь, страха одиночества.
Я иногда подсознательно пытаюсь закрыться от негативных тем на театральной сцене. Но возникает вопрос - А зачем? А стоит ли? Мы, люди, такие сложные существа, нас всегда штормит, от света к тьме и обратно.
Надо смотреть такие спектакли, надо встряхиваться, возмущаться, принимать или отвергать, рукоплескать, или может даже и плеваться. Но тем не менее, всё равно произойдёт некое очищение.
Наташ, согласна с тобой.
обязательно надо смотреть.
кстати, не хотите присоединиться к театральным походам?)
записаться на обновления блога, следить за анонсами, выбирать спектакли и записываться, обращая внимания на условия)
добро пожаловать))
На мосблог я подписана и уже несколько раз участвовала в блогерских походах. Спасибо.
на мосблоге этих приглашений больше не будет, они будут уменя в жж)
Ну на Вас я подписана. Буду смотреть интересные предложения )))