fire

Государственный Музей искусства народов Востока (часть 1)

Часть 1. Спасенные сокровища Древней Фракии

В субботу мы с Егором побывали в двух интереснейших местах.
Вообще-то мы планиировали поездку в Углич, но по независящим от нас обстоятельствам, она не состоялась, а настроение поехать и смотреть интересное - осталось. Поразмыслив и побродив по интернету, мы выбрали Государственный Музей истории народов Востока, что на Никитской улице, где как раз предпоследний день шла выставка "Спасенные сокровища Древней Фракии", и Галерею русской ледяной скульптуры, что на Пресне.



Город Дмитров в семь утра встретил нас солнечной погодой...



но пока мы доехали до Москвы, солнце спряталось и периодически моросил мелкий дождик, так что задуманную для нового школьного проекта, фотосессию Пушкина на Тверской осуществить не удалось. Зато Егор попытался было залезть в фонтан. Полагаю, что остановили его лишь многочисленные сотрудники милиции, скучавшие в скверике по случаю Московского кинофестиваля...



Фотосессия с Гоголем на Гоголевском бульваре также не удалась, зато нашлись вот такие забавные бабуины и чудесные кусты жасмина..





Таким образом познавая мир, мы добрались до музея...
Для справки: Государственный Музей истории народов Востока - обладатель крупнейших в России коллекций искусства ряда стран Востока, Кавказа и Закавказья, Казахстана и Средней Азии, а также значительных коллекций искусства народов Севера и Сибири, картин Н. К. Рериха и С. Н. Рериха. Он был создан 30 октября 1918 года, и сейчас располагается в старинном здании, являющимся уникальным памятником русского классицизма первой четверти 19 века. Здание было построено по проекту итальянского архитектора Доменико Жилярди для семейства Луниных в 1821 году.

"Спасенные сокровища Древней Фракии из коллекции Васила Божкова" - это часть коллекции популярного в Болгарии бизнесмена и собирателя Васила Божкова, выставка приурочена к году Болгарии в России. Почти все экспонаты сохранены и реставрированы на его средства, им также создан фонд "Фракия".
Но что же такое и где такое - Фракия? Про Грецию, Рим, Египет, Китай - известно хорошо и многим, но были еще культуры, пусть не столь масштабны, но не менее интересны. Оказывается, Фракия — это историко-географический регион в Юго-Восточной Европе, примерно на территории современного юга Болгарии, северо-востока Греции и европейской части Турции. Фракийцы славились своей воинственностью и часто становились наемниками у правителей Греции, Пергама и Вифинии. На фракийских воинов всегда был спрос, хотя их услуги стоили недешево. Между прочим, нескольких известных фракийцев, мы с вами, сами того не подозревая превосходно знаем. Да-да, не удивляйтесь. Имена Спартака, Орфея, философа Демокрита и бога Диониса слышали? То-то же, а ведь они - истинные фракийцы.
Фракийцы по сути своей индоевропейские племена, заселили эту территорию примерно в XII веке до н. э., но традиции обработки золота здесь восходят к более ранним временам. Например, во фракийских гробницах у села Дъбене было найдено несколько тысяч предметов, которые относят к 2300 году до н. э. В 2006 году там обнаружен кинжал из сплава золота и платины и более 500 миниатюрных золотых предметов.


Фото отсюда http://www.vesti.bg/?tid=40&oid=919231

Там же были обнаружены многочисленые золотые украшения, возраст которых оценивают в 5 тыс. лет. Среди находок единственная в своем роде золотая спираль.


Фото отсюда http://www.vokrugsveta.ru/news/1440/

В I-II веках н. э. Фракия вошла в состав Римской империи. Позднее была под византийским и османским владычеством. Постепенно фракийцы как этнос почти исчезли. Славянские племена пришли на эту землю в V-VI веках, еще позже появились болгары. Богатая, вобравшая в себя традиции других народов, но ставшая вполне самобытной, культура фракийцев сыграла немалую роль в развитии культуры европейских стран. В ХХ веке территория Фракии оказалась поделенной между Болгарией, Грецией и Турцией. Только в Греции до нашего времени уцелело ее название, как одной из провинций, да сохранилось в наименовании низменности в Южной Болгарии...

Сегодня Болгария находится на первом месте в Европе по количеству найденных золотых изделий. Фракийцы покрывали гробницы курганами, чтобы сохранить покой ушедшего правителя, память о его героической жизни. Так, в декабре 1949 года в Панагюриште нашли клад IV или III в. до н. э. из семи золотых ритонов и амфоры, лежавших на блюде. По весу (б. 6 кг) и превосходной чеканке, изображающей античных богов и героев, клад считают царским сокровищем.


Фото отсюда http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4

Фракийские мастера торевтики (искусства обработки металла) делали всё – от пуговицы до изящной вазы. От простого литья и использования матриц и печатей до чеканки и гравировки. Посмотрите, что было обнаружено в рогозенском кладе в 1986 году.


Фото отсюда http://www.cherga.bg/statia.php?mysid=796&t=18&

На выставку в Москву привезли часть коллекции. Часть, но даже это впечатляет и восхищает. Поскольку коллекция - частная, то фотографировать запрещено, так что все фотографии далее найдены на просторах Интернета или скопированы из официального каталога. Там, где это возможно, указано авторство фотографа.

Очень красивы ритоны — металлические сосуды, выполненные в виде рога животного. Конец рога обычно украшался изображениями голов различных животных, например льва, грифона, горного козла, барана, коня или оленя. Кубки делали из золота и серебра, украшали их гравировкой и листовой позолотой. Особенно популярны были ритоны с изображением коней и оленей. Кони ассоциировались с богами солнца и войны, играли роль помощников эпических героев и просто были одним из знаков высокого социального статуса. Коней часто приносили в жертву, свидетельства чему обнаруживают археологи.


Ритон с протомой оленя, вторая половина IV века до. н. э.
Серебро с позолотой, литье, чеканка, пайка, листовая позолота.Вес 800 г.


Вот еще несколько ритонов из других "цивилизаций"...


Серебряный ритон скифского времени из кургана у хутора Уляп (фото отсюда ), Ритон из слоновой кости. 2 в. до н. э. из города Ниса, Туркмения (фото отсюда)и Ахеменидский ритон (Древний Иран). 5 в. до н. э. (фото отсюда)


Золотой ритон из Хамадана, Иран, 5 в. до н. э. (фото отсюда) и Ритон, украшенный фигурами мифических героев. Найден в царской гробнице у города Панагюриште. (фото отсюда)

Из ритонов пили двумя способами. В первом случае человек держащий ритон, регулировал пальцем подачу вина, и струя направлялась прямо в рот. Чаще струя направлялась в чашу, и таким образом, вино вспенивалось.

Необычно красивы золотые маски. Они клались на лицо покойного и играли в погребальном обряде очень важную роль. Фракийцы считали, что самая важная часть тела — это голова, она не только позволяла человеку мыслить, но и была вместилищем спермы — жизненной силы человека. Фракийцы считали, что у мертвых нет лица, а маска придавала умершему лицо, делала его индивидуальностью. В маске делались прорези для глаз — через них покойный мог смотреть на живых.


Вторая половина V века до н.э. Золото, чеканка, пунсон для нанесения орнаментов, наклейка. Вес 450 г.

Орнамент из розетт, парных двойных спиралей в рамке, рядов «жемчужин» создан с помощью печатей. Лента на волосах, говорит о статусе фракийского аристократа, обозначая голову, как важнейшую точку. Сохранились сведения, что аристократы носили длинные, свободно падающие волосы. Здесь изображен человек в возрасте, с бородой и длинными усами. Вырезы для глаз давали возможность видеть и «оттуда».

Посмотрите, какие еще бывают погребальные маски...


Самая известная маска - погребальная маска Тутанхамона (фото отсюда) и Погребальная маска II - III века н.э., найдена в Керчи (фото отсюда)


Погребальная маска. Эпоха майя. Нефрит, обсидиан. (фото отсюда) и Погребальная маска. Культура Илама, ок. 3 в. до н. э (фото отсюда)

А это погребальный венок


Вторая половина IV века до н.э. Золото, чеканка, высекание, пластическая доработка, пайка. Вес 330 г.

Фракийцы - воины, и поэтому оружие и доспехи занимают не последнее место на выставке.


Шлем фракийского типа, IV век до н.э. Бронза, литье, ковка, пайка, заклепка.

Фракийский шлем имеет вытянутый вверх кумпол. Наносник отсутствует, плоские нащечники имеют фигурные очертания или отсутствуют. Характерный металлический гребень, наложенный поверх сферы. Во II в. до н. э. фракийский шлем стал самым распространенным в Греции. Гребень становится небольшим, без претензий, зато появляется козырек.

Вот еще несколько фракийских шлемов...


Фракийский бронзовый шлем, IV в. до н. э., из южной Италии. Из частной коллекции Акселя Гуттманна (фото отсюда)и Фракийский кавалерийский шлем из железа, IV в. до н. э. (фото отсюда)

А после победы, конечно же, пир. И поэтому на почтеном месте огромный бронзовый котел. Он действительно огромен, покрыт благородной патиной, и кажется, что вот-вот он взлетит на крыльях 6-ти грифонов...


Котел с протомомами грифонов. Конец VIII - начало VII века до н.э. Бронза, литье, ковка, заклепка.

На выставке есть и такие необычные предметы, как бальзамарий и стригилы. Бальзамарий — это погребальный сосуд, в нем хранились благовония, которые покойный брал с собой в царство мертвых. А стригилы использовали молодые люди, которые занимались тем или иным видом спорта. Во время игр они покрывали тело маслом, а после упражнений очищали кожу с помощью специальных предметов — стригил.


Бальзамарий и стригаль. I-II век до н.э. Цветная эмаль, литье, пайка, ямочная эмаль.

(Использованы материалы с сайта www.infox.ru
Большое спасибо за информацию и интересные факты irinadvorkinaИрине Дворкиной, а также east_slavoniansСообществу "Восточные славяне".)

После сокровищ Фракии мы с Егором отправились исследовать музей...
Продолжение следует...
promo ketosha april 7, 2016 00:05 26
Buy for 10 tokens
Почитала я тут свой ЖЖ, посидела на экзамене у ординаторов сегодня и решила реанимировать рубрику "нервное". Посему принимаю заказы (если таковые будут), на простое и доходчивое объяснение различных неврологических проблем - от болезней до таблеток и других методов лечения. Как вам такая…
Очень много интересного узнала. Спасибо :)
Мариш, у меня почему-то вторая часть не поститься, и про ледовую галерею.. Попробую попозже ..
Я вот не очень поняла про Дмитров:-)
А вы просто молодцы - такой культпоход! Я в Музее Востока давно не была. Но когда вообще по выставкам хожу, всегда удивляюсь разнице в культуре того, что было, и культуре того, что есть. Точнее, того, что от нее остается и во что она превращается.
ну, мы же живем в Дмитрове, а поскольку собирались поехать в Углич - то и встали очень рано))) Я тут с семаджиком и ЖЖ воюю - никак не постяться вторая и третья часть ((
Понятно:-) Я в Угличе была. Правда, дело было зимой и морозы стояли жуткие. Но понравилось очень. Я представляю, как там здорово сейчас. Мы с ночевкой были - Углич и Мышкин.
Так что у вас все впереди - я про новые ощущения:-)
Углич и Мышкин - в планах на август. У нас сейчас впереди Испания: Кастилья-Ла-Манча, Динополис, Зачарованный город...))

Кстати, тут продолжение музея - http://ketosha.livejournal.com/375446.html
Teres
(Anonymous)
Хорошая прогулка! :-)
Информация о фракийской культуры полезная, но совсем не польная. Примерно, в Болгарии никто не говорит о принос скифской культуры...Наверно вы не знаете, но северная Болгария в прошлом называлась "Малая скифия". Болгарские учены называют ети територии фракийские, но все хорошо знают что там жыли геты и трибалы. Геты ето родственики масагеты, о которые Геродот говорит в свою первую книку. Вобщем ето совсем не правильно потому что все культуры имеют свои достойнства. Такая ошибка умишленно делают и греки когда называют кефиты/миньойцы/ - елины. Та они даже не знали греческии!? Даже македонцы не говорили греческий, а выучили его в последствии! Надеюсь что в будещем История будет боле правдива!....В конце, в имя правдой надо отметит что ети шлемы, которые показаные в колекцию принадлижат сатров и македонцев, а венок ето принос скифской культурой, потому что он появился здесь с появлении скифов.
Я болгарский колекционер и интересуюсь только правдой! :-)