Вне зоны доступа (ketosha) wrote,
Вне зоны доступа
ketosha

Переславль-Залесский

(история в трех частях с прологом)

В день России - 12 июня - мы решили присоединиться к команде энтузиастов с сайта www.osd.ru и посмотреть наконец Переславль-Залесский. Основной целью поездки был музей железнодорожной техники, но, вооружившись путеводителем, мы нашли еще несколько интересных мест.

Посмотрев по карте, как из Дмитрова ехать в Переславль, мы отправились в дорогу. Несмотря на праздничный день, машин по трассе между двумя городами было немного, и все было бы замечательно, если бы не два обстоятельства.

Во-первых, из меня получился скверный штурман: сначала я пыталась найти нужный поворот на экране КПК с помощью Яндекс-Карт, но сеть все время давала сбои. После чего технике было отказано в доверии, и я попыталась реабилитироваться, изучая карту Подмосковья, но не тут-то и было. Похихикивающий pharm_manМиша наблюдал за мной, и когда мы все-таки пропустили нужный поворот и проехали через весь Сергиев Посад, мстительно заявил, что, мол, женщины они всегда такие, заведут сами не зная куда, выбирайся потом. Эх... Но и это еще не беда. Ярославское шоссе оказалось запружено рвущимися на волю дачниками настолько, что кажется и велосипедист бы не проехал. Хотя, нет. Кавалькада мотоциклистов, ловко маневрируя между стоящими на трассе машинами, проскочила мимо нас и умчалась в даль. А мы стояли... и опоздали на встречу с ОСД-шниками...




Часть 1. Стихийная.



Вот такая дорога нас встретила за Переславлем, когда мы ехали в железнодорожный музей. Оказалось, что накануне 3 июня 2009 года ночью места под городом прошла волна урагана. Основной удар стихии принял на себя вековой сосновый бор, расположенный между Талицами и Купанским. Красивейший сосновый бор был полностью уничтожен. Там, где прошел основная волна урагана, сотни деревьев были вырваны с корнем или переломлены как тростинки... Очень страшное и одновременно завораживающее зрелище, надо сказать. Именно в таких местах понимаешь, насколько велика Природа, и что человек мал и слаб.











Часть 2. Железнодорожная.

В очередной раз пропустив очередной нужный поворот, мы все же добрались до музея и нашли стоянку. Всех прибывающих в музей встречает вот такой механик-регулировщик, который может рассказать, куда и как идти.



Попасть в сам музей можно двумя способами. Первый - идти пешком. Второй - проехаться с ветерком по ухабам на доисторическом грузовичке.



Мы выбрали второй вариант, загрузились в кузов, и только мы отъехали от стоянки, как набежали тучи и пошел такой дождь с градом, что мы моментально промокли до нитки.



Осталось только быстро доехать до ближайшего навеса и ждать, пока не появится солнышко.
Мокрый Егор, решив, что он все равно уже мокрый, вылез под моросящий дождь и отправился изучать паровозы, вагоны и прочий железнодорожный транспорт. Оказалось, что все это можно легко использовать в качестве гимнастических снарядов.
Итак, вольные упражения, Георгий Мешков, 8 лет!


В качестве снаряда - двухосный тендер паровоза серии 159, построенный Коломенским заводом в 1930 году.


Фрагмент паровоза серии Е типа 0-3-0, построенного Коломенским заводом по заказу Егорьевского совнархоза в 1921 году.


Дизельный мотовоз МД54-4-1547





Последнюю фотографию так и хочется назвать "Табор Егор уходит в небо"...

Пока Егор изучал вместе со мной окрестности, терпеливый pharm_manМиша стоял в очереди на дрезину. Вот по этой колее



нам предстояло проехать туда и обратно на настоящей дрезине.
Люди, подумайте сто раз, прежде чем решаться на такой поступок! Дорога туда идет под горку, и дрезина катится легко и непринуждено, но ведь еще надо возвращаться, и вот тут-то и понимаешь, что вытянуть двух взрослых и одного в меру упитанного ребенка одной мужской и одной женской силами очень трудно и тяжело. Плечи у меня болели еще дня два после прогулки. Зато Егору все очень понравилось!



Зато пока мы рассекали леса на дрезине, выглянуло солнышко и стало по-летнему тепло. pharm_manМиша с Егором отправились за булочками в кафе около музея, а я немного пофотографировала экспонаты. Да, я, конечно, купила путеводитель, и попробую рассказать "что есть что", хотя могу и ошибится. Итак.


Паровоз ВП-2120 типа 0-4-0 с трехосным тендером ВП4-1862, Воткинского завода, что в Удмуртии. Уф, выговорила!


Паровоз Кп4-469 типа 0-4-0, построенный на Коломенском заводе.


Фрагмент танка-паровоза Краусс типа 0-3-0 колее 900 мм, построенного в 1880-е годы немецким заводом Крауссе, найдены на берегу Оки в заброшенном каменном карьере, где он использовался для подачи пара при разработке карьера.


Четырехосная вагон-цистерна для перевозки жидких грузов


И общим планом.


Четырехосный вагон-платформа Усть-Катаевского завода грузоподъемностью 8 тонн


Этого паровоза в катологе не оказалось, но выглядит очень симпатично!


Колеса понравились


Двухосный крытый грузовой вагон завода Висмар грузоподъемностью 5 тонн, построен в Германии в 1934 году по стандартому проекту конца XX века для железных дорог Померании.

Часть 3. Петровская.

Ни в музей утюгов, ни в музей чайников Егор идти не захотел. А вот мне очень хотелось посмотреть Ботик Петра I. В детстве мы с сестрой жили в Измайлово, рядом с Измайловскими прудами, и я помню, как нам рассказывали про Петра, про потешный флот, про Ботик. Так что мы решили, что идем смотреть Ботик.

В первые посетив в 1688 году Переславль, юный Петр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Впоследствии он писал в предисловии к “Морскому уставу”: ”А охота стала от часу быть более, того для стал я проведовать, где более воды, мне объявили Переславское озеро, яко наибольшее, куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился, а потом уже стал ее просить и явно, чтобы там двор и суды сделать“.



К апрелю 1689 года “суды все, кроме большого корабля в отделке…” “ и удались все зело хороши” – писал Петр матушке. Стрелецкий мятеж отрывает Петра от любимого занятия. Лишь в ноябре 1691 года он возвращается к “корабельной потехе”. Царский “потешный двор” и “деловой двор” расположились теперь на высоком холме Гремяч, за монастырским селом Веськовым. Вниз к озеру был прорыт канал, по которому малые корабли, построенные на судоверфи, спускались в озеро. Большие же суда строились непосредственно на берегу



17 августа 1850 года великими князьями Николаем и Михаилом Романовыми был заложен монумент в память о прибывании Петра I на берегах Плещеева озера. Ровно через два года в присутствии Владимирского губернатора и архиерея состоялось торжественное открытие обелиска архитектора А.С. Кампиони.



На строительство кораблей и содержание двора вводится специальный сбор, в основном с монастырских вотчин “по гривне со двора”. Петр принимал самое активное участие в создании судов, с ним трудились и 16 преображенцев, соратников по сухопутным потехам. К лету 1692 года на воду Переславского озера была спущена флотилия – около сотни кораблей, вооруженных артиллерией и укомплектованных экипажами. То был первый русский военный флот – предвестник будущего морского могущества России.



Через год жажда настоящего морского простора уводит Петра в Архангельск, на Белое море, а переславские корабли остаются не у дел. В феврале 1722 года Петр в последний раз посещает Переславль-Залесский. Разгневанный плачевным состоянием кораблей, он пишет грозный указ: "Воеводам Переславским. Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ. Петр, в Переславле, в 7 день февраля 1722 года". Пожар 1783 года поставил окончательную точку в трагической судьбе петровской флотилии. Счастливая судьба выпала на долю бота, пророчески названного «Фортуна». Ему довелось уцелеть.



Пока я фотогрфаировала Ботик и честно выполняла мечту детства, мои мужчины расположились неподалеку и терпеливо ждали, когда же сядет аккумулятор у моего фотоаппарата. Наивные, я всегда ношу с собой запасной, вот!





Кстати, на одном из сувенирных лотков мы увидели вот таких лихих Переславльских дедов, хороши, правда?





Вот и все.
День заканчивался, небо заволокло тучами и опять пошел дождь, так что все остальное в Переславле-Залесском нам предстоит еще посмотреть. Планов громадье!

P.S. Использованы материала сайта "Переславль-Залесский музей-заповедник"

P.P.S. Не забудьте поздравить Гошку!
Tags: Музеи, Подмосковье
Subscribe
promo ketosha april 7, 2016 00:05 26
Buy for 10 tokens
Почитала я тут свой ЖЖ, посидела на экзамене у ординаторов сегодня и решила реанимировать рубрику "нервное". Посему принимаю заказы (если таковые будут), на простое и доходчивое объяснение различных неврологических проблем - от болезней до таблеток и других методов лечения. Как вам такая…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments