маяк

(4) Баптистерий Св. Иоанна Крестителя

(1) Флорентийское утро
(2) Два Давида...
(3) Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо)

И не было тогда Флоренции, такой как мы привыкли ее видеть, а был маленький город, где у северных ворот на окраине стоял храм Марса. Стоял с незапамятных времен и исправно служил римским поселенцам. Христианам, появившимся в V веке, здание понравилось и они устроили в нем крещальню, посвящёную Иоанну Крестителю (San Giovanni Battista). Статую Марса они на всякий случай не выбросили, а поставили на римской дороге, у моста, там где сейчас начинается Понте-Веккьо.

Крещальню (Баптистерий) потихонечку перестроили, покрыли мрамором двух цветов, благо недостатка в материале не было, белый мрамор привезли из Каррары, а зеленый - из Прато. С тех самых пор, чтобы не облицовывали во Флоренции, Баптистерий неизменно был образцом.


Баптистерий, фасад Дуомо, кампанила Джотто и купол Брунеллески



В XI веке во время перестройки собора Святой Репарты Баптистерий служил собором города. Здесь устраивали крестины и хоронили особо почетных горожан. Его еще несколько раз обновляли изнутри снаружи, а в 1128 году он был покрыт гладкой пирамидальной крышей и увенчан фонарем с колоннами (1150). В 1292 году апсиду, названную "Скарзелла" перестроили в четырехгранной форме и, наконец, в 1293 году Бапстистерий стал таким, как его можно видеть сегодня. Каждая грань баптистерия имеет трехлепестковое деление, украшена пилястрами и увенчана антаблементом и полукруглыми арками, обрамляющими окна.


Баптистерий и южные врата Андреа Пизано (1336)


Но более всего знаменит Баптистерий своими вратами. Ворота расположены с трех сторон: Южные ворота, выполненные Андреа Пизаро, с сюжетами из Жизни Иоанна Крестителя и с аллегориями Добродетелей; Северные ворота Гиберти с эпизодами из Нового Завета, Евангелистами и Учителями церкви и Восточные ворота - шедевр Гиберти, по праву считающиеся самыми знаменитыми. Они выполнены по заказу Гильдии купцов в 1425 году, разделены на десять панелей и воспроизводят сцены из Ветхого Завета. По совершенству исполнения ворота заслуженно носят название, данное им Микеланджело, - "Врата Рая".


Врата Рая, работы Лоренцо Гиберти и Библейские персонажи на Вратах


Лоренцо Гиберти (1381—1455) родился в семье нотариуса (как и Брунеллески, кстати). Мать Лоренцо бросила своего мужа, переселилась во Флоренцию и сошлась с ювелиром Бартоло ди Микеле детто Бартолуччо, в чьей мастерской молодой Гиберти изучал ювелирное дело, точно так же как это делали в свое время Брунеллески и Донателло. Однако в отличие от них, Лоренцо всю жизнь оставался ювелиром, даже когда увлекся скульптурой. После смерти отчиам Гиберти возглавил мастерскую, которая специализировалась на бронзовом литье. Именно в его мастерской учились и работали Донателло, Микелоццо, Уччелло, Мазолино и другие мастера Раннего Возрождения. В 1401 году Гиберти (в то время ему всего 20 лет!!!) выигрывает конкурс на изготовление вторых северных дверей Баптистерия, которые должны были повторить композиционное построение дверей, сделанных в XIV в. Андреа Пизано. Как известно, в этом конкурсе учавствовал и Брунеллески, но барельефы Гиберти оказались безупречнее.


Барельеф Райских Врат.
Рождение Исава и Иакова. Исав уступает Иакову свое право первородства. Исаак посылает Исава на охоту.
Исав - на охоте. Реббека дает совет Иакову, Исаак обманут.


На двадцатью восмью барельефами Гиберти с помощниками трудился почти 20 лет, в год они выполняли в среднем три барельефа. К 1415 году большая часть рельефов была отлита, но их отделка растянулась на долгих девять лет (1415-1424) - фигуры и фон выполнялись отдельно и уже затем соединялись. Этот метод работы был очень медленным и противоречил основным принципам живописного рельефа.

Рельефы вторых дверей, как и первых дверей Андреа Пизано, вписаны в очень сложную и капризную форму готических квадрифолиев, в которых четыре дуги чередуются с четырьмя треугольниками. Удачно заполнить такое поле фигурами необычайно трудно, и с этой задачей Гиберти справился блестяще. Его композиции отличаются удивительным разнообразием и эластичностью, где изогнутые линии перекликаются с плавными дугами обрамления, а прямые — с очертаниями острых треугольников. Гиберти использует наклоны фигур, их изгибы, круглящиеся складки их драпировок, вертикали архитектурных кулис.


Барельеф Райских Врат.
Иосиф продан купцам. Обнаружение золотой чаши в мешке Вениамина. Иосиф открывается своим братьям.


Поначалу на вторых дверях предполагалось разместить сцены из Ветхого Завета, но от этой мысли отказались не позже 1404 года, когда решили остановиться на новозаветном цикле. Сцены следует «читать» слева направо в пределах каждого регистра и затем переходить к вышележащему регистру. Такое расположение символизировало восхождение по ступеням искупления. Заключительные сцены христологического цикла помещаются в самом верхнем регистре. Рассказ начинается с «Благовещения» и завершается «Сошествием св. духа». В двух нижних регистрах представлены восседающие евангелисты и четыре отца церкви (Августин, Иероним, Григорий Великий и Амвросий). Все фигуры, равно как и вставленные в обрамление головы пророков и сивилл, были позолочены, четко выделяясь на нейтральном фоне бронзы.


Барельеф Райских Врат.
Народ Израиля в водах Иордана. Падение Иерихона.


Главный рельеф третьих - Райских врат - с множеством фигур построен по всем правилам перспективы. Дальний план оформлен в виде пейзажа и двух архитектурных комплексов. Архитектура Гиберти совсем особая, навеянная ранними образцами творчества Брунеллески. Гиберти отлично понимал, что Филиппо высоко ценил плоскость стены, не отягощенную никакими излишними членениями и украшениями. Но на этом пути он идет еще дальше. Постройки в его архитектурных кулисах очень своеобразны. Они лишены каких бы то ни было украшений, в них доминируют гладкие плоскости, они такие легкие, что напоминают карточные домики, вытянутые по вертикали.

\
Барельеф Райских Врат. Соломон принимает царицу Савскую.


Ветхозаветные сцены читаются слева направо в пределах каждого регистра, с последующим переходом к нижележащему регистру. Начинается рассказ с «Сотворения неба, светил и человека» и завершается «Встречей царицы Савской с Соломоном». У Гиберти рассказ носит скачкообразный характер, что окрашивает его в несколько сказочные тона, с необычайной изобретательностью он объединяет в одном рельефе различные эпизоды (всего он изобразил тридцать семь эпизодов). Так, в первом рельефе зритель видит на небе бога-отца в окружении ангелов, создание Адама и Евы на первом плане, грехопадение в отдалении слева, изгнание из рая справа. Эти разновременные эпизоды так искусно скомпонованы, что рассказ плавно течет, не перебиваясь. Для этого надо было быть большим мастером композиции, и таковым Гиберти проявляет себя и во всех остальных рельефах. В соответствии со смыслом отдельных композиций Гиберти расположил по бокам в нишах фигуры и головы пророков и пророчиц, а в центре, под вторым рельефом снизу, поместил автопортрет и портрет активно ему помогавшего сына Витторио.


Барельеф Райских Врат. Моисей получает на горе Синай Свод законов.


Сейчас панели "Врат рая" заменены копиями, а оригиналы находятся в музее Дуомо. Для того, чтобы увидеть их, совершенно не обязательно ехать во Флоренцию, этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё место).

Не менее красив Баптистерий внутри. В интерьере - мраморный пол, инкрустированный с использованием восточных мотивов, гробницы и саркофаги работы Микелоццо и Донателло. Свод над аспидой украшен мозаиками в византийском ситле (Фра Якопо, около 1225 г.). Мозаики покрывают также весь купол, надо ними наряду с венецианскими мастерами работали Чимабуэ, Коппо ди Марковальдо, Гаддо Гадди. Мозаичное тондо над апсидой с изображением Христа Спасителя окружено сценами из Страшного Суда


Купол Баптистерия, украшенный мозаикой.


Будет еще Баптистерий в Пизе, но это чуть позже...
Продолжение следует...
promo ketosha april 7, 2016 00:05 26
Buy for 10 tokens
Почитала я тут свой ЖЖ, посидела на экзамене у ординаторов сегодня и решила реанимировать рубрику "нервное". Посему принимаю заказы (если таковые будут), на простое и доходчивое объяснение различных неврологических проблем - от болезней до таблеток и других методов лечения. Как вам такая…
Какая гама у мозаичного панно чудевная) обожаю мозаичные панно)спасибо, красота необыкновенная)
Ооо!.. Чудесные фотографии! Только у Вас нашла то, что мне нужно!
Большое спасибо!