маяк

(5) Лоджия Ланци

(1) Флорентийское утро
(2) Два Давида...
(3) Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо)
(4) Баптистерий Св. Иоанна Крестителя

Я не знаю, как можно жить во Флоренции.
Ходить по булыжной мостовой, где каждый камень мудрее и старее, чем все мы вместе взятые, где стены домов помнят прикосновение тех, чьи имена заставляют сердце биться неровно и часто... Бесконечный люд на узких улицах, щелкающий затворами фотоаппаратов и восхищенные глаза тех, кто оказался здесь впервые... Господи, как я их понимаю! Долго-долго, часами, сидеть перед Дуомо, не смея отвести взгляда от собора, чтобы потом, вечером, когда закатное солнце осветит зубчатку палаццо Веккьо, дойти до площади Синьорини и там, на ступеньках лоджии Ланци, в окружении прекрасных скульптур, наблюдать за тем, как неторопливо засыпает город, зажигая огни ресторанов и уличных кафе...
Засыпает, чтобы утром все началось снова, как и тысячи лет назад...


Вид на площадь Синьорини со ступеней лоджии Ланци...



Лоджию Ланци (Loggia dei Lanzi) в 1376-1382 годах для торжественных собраний и публичных церемоний построили архитекторы Андреа Орканья, Бенчо ди Чионе и Симоне Таленти. Первоначально она называлась лоджией Синьории, ибо была расположена на площади Синьории. Но блистательный Козимо I Медичи разместил там своих наемников-ландскнехтов (по-итальянски Lanzichenecchi), тем самым показав свое презрение любым республиканским традициям, отсюда и второе название лоджии - лоджия Ланци. Есть, кстати, и третьи название - лоджия Орканьи - по имени архитектора Андрея Орканья, спроектировавшего лоджию.

В 1583 году лоджию превратили в балкон, откуда великий герцог тосканский и его челядь могли наблюдать за всем происходящим на площади. Чтобы солнце не мешало наслаждаться видом, на крыше устроили великолепный висячий сад, а в самой лоджии для услаждения взора Козимо I установили собрание мраморынх скульптур. Над пилонами лоджии поместили медальоны с рельефами Добродетелей, выполненными в 1384-1389 гг. по эскизам Аньоло Гадди, а в центральном проеме установили двух львов, один из которых создан в 1600 году скульптором Фламинио Вакка.


Великолепный лев Фламинио Вакка и "Похищение сабинянок" Джамболоньи (1583, копия)


Пожалуй, "Похищение сабинянок" Джамболоньи и "Персей" Челлини - это именно то, ради чего стоит посетить лоджию Ланци. И пусть сейчас там выставлена копия, но и она потрясает своей мощью и энергетикой. Джамболонья, Джованни да Болонья (Giambologna, Giovanni da Bologna), чье настоящее имя Жан де Булонь (Jean de Boulogne), вырос в габсбургской Фландрии, учился живописи в Антверпене, потом переехал в Италию и изучал в Риме античную скульптуру. На первые работы Джамболонья очень большое влияние оказал Микеланджело, однако скульптор сумел найти собственный стиль - изящная поверхность, холодная элегантность и красота. Первое крупное признание пришло к Джамболонья после того, как он создал для римского папы Пия IV гигантскую бронзовую статую Нептуна для фонтана Нептуна в Болонье.

В 1590 году он создает для Козимо I Медици "Летающего Меркурия" - скульптуру, которая казалась всем невозможной, ибо Меркурий лишь кончиком стопы казался земли, нет, даже не земли, а воздушной струи, выдуваемой маской Южного ветра. Статуя так умело сбалансирована, что кажется то ли зависающей в пространстве, то ли рассекающей воздух в стремительном полете. "Меркурий" Джамболоньи выбивался из всех классических канонов, ведь Микеланджело утверждал, что в статуе должен ощущаться материал, из которого она выполнена, а тут бронзовая фигура, преодолевая тяжесть материи, взмывает вверх.


Хендрик Гольциус. Портрет Джованни да Болонья и "Летящий Меркурий"


"Похищение сабинянок" Джамболонья создавал вопреки критикам, котрые усомнились в мастерстве скульптора ваять из мрамора. Для того, чтобы пресечь все кривотолки разом, Болонья выбрал наиболее трудную композицию - три объединенные общим действием фигуры с контрастными характерами, что до него делали только в бронзе, но не в мраморе. Когда же скульптура была создана и представлена публике, после долгих споров современники мастера пришли к выводу, что наиболее подходящее для нее название «Похищение сабинянок». Флорентийцев поразила виртуозность композиции - расположенные снизу вверх по спирали фигуры, словно заключены в высокий, узкий цилиндр. Кажется, что они выполняют хорошо отрепетированное хореографическое упражнение. Критики позорно замолчали и признали скульптуру эталоном "маньеризма".

Сюжет, выбранный Джамболонья, не нов.
Римская легенда гласит, что, став взрослыми, Ромул и Рем решили основать новый город. Рем брату, стал над ним насмехаться, и , наконец, в разгоревшейся вскоре ссоре Рем был убит. Городу, основанному согласно этрусским правилам, Ромул дал свое имя и стал его первым царем. Для увеличения населения Ромул учредил в священной роще бога Лукариса убежище для беглецов, свободных и рабов, массами стекавшихся в Рим. Так как окрестные племена не желали выдавать за них замуж своих дочерей, Ромул пригласил на праздник в честь бога Конса соседних сабинян с их женами и дочерьми, и дал приказ римлянам по условленному знаку хватать девушек. Сам Ромул женился на Герсилии. Похищение сабинянок привело к войне с царем сабинян Титом Тацием и его союзником царем Ценина Акроном. Убив последнего в поединке, Ромул устроил праздник и торжественное шествие, предвосхищавшее триумф. Новый храм он посвятил Юпитеру Статору в благодарность за то, что бог остановил его обратившееся было в бегство войско. При посредничестве Герсилии и других сабинянок с сабинянами был заключен мир и союз.


Никола Пуссен, «Похищение сабинянок»


В лоджии Ланци есть еще одна скульптура Джамболонья - "Геркулес и кентавр"


"Аякс с телом Патрокла" и "Геркулес и кентавр"




Что же касается "Персея" Бенвеннуто Челлини - то он великолепен.
Нет. Он ВЕЛИКОЛЕПЕН.
Когда великий герцог Козимо Первый Медичи велел Челлини изготовить статую Персея с отрубленной головой Медузы в руке, то герцог захотел, чтобы голова Медузы как бы свисала с рук Персея. Только так и не иначе. "Бенвенуто, - сказал он ему, - вы же сделаете так, как я хочу, верно?". Верно, то верно, но как изобразить это в металле? Было испробовано множество сплавов, но ни один состав не обладал нужной тягучестью и гибкостью. К тому же, это маленькие полые бронзовые скульптуры очень просто отливать по античной технологии. Всего-то нужна фигурка из обожженной глины, затем слой воска, полностью повторящий контуры скульптуры, и еще один слой глины. Затем отправляем конструкцию в печь, где из нее выплавляется воск, а на его место заливается бронза. Бронза должна растечься равномерно и плавно, иначе ничего не получится. После чего внешний слой глины разбивается, убирается внутренний и - вуаля, все готово. Представили?


"Персей" Бенвенуто Челлини




А теперь посмотрите на "Персея".
И представьте, что предстояло сделать Челлини.
Как вы полагаете, Бенвенуто - гений или безумец?

Время показало, что гений.
Но тогда, в тот момент, казалось, что само небо против него. Шел дождь, каких не было во Флоренции давно, словно небо разверзлось над мастерской Челлини. Вода заливала печь, но сама мастерская раскалилась настолько, что загорелась, и было не понятно, что же делать - сбивать пламя с крыши или же продолжать плавить бронзу. Бенвенуто начало лихорадить, и не выдержав напряжения, в самый ключевой момент он вынужден был уйти домой, раздав указания рабочим...

Дома ему казалось, что он умирает.
А тем временем стала остывать печь, и в тот же самый миг неведомая сила, наитие, заставило Челлини встать с кровати и бросится в мастерскую. Челлини повелел тушить разгоравшуюся все сильнее крышу, а потом всеми подручными средствами защитить печь от воды и ветра. Из бронзы выгорели все примеси и металл стал жестким и недостаточно тягучим, а значит, бронза не могла равномерно растекаться по форме. И тут в ход пошло все, что нашлось в доме - олово, серебро...

На перевязи, перекинутой через плечо Персея, Бенвенуто начертал свое имя...






promo ketosha april 7, 2016 00:05 26
Buy for 10 tokens
Почитала я тут свой ЖЖ, посидела на экзамене у ординаторов сегодня и решила реанимировать рубрику "нервное". Посему принимаю заказы (если таковые будут), на простое и доходчивое объяснение различных неврологических проблем - от болезней до таблеток и других методов лечения. Как вам такая…
блин. оказывается я в детстве эту историю(про то как челлини отливал персея) читал в какой-то книжке.
чего только не читали мы в детстве))
Борис, рада Вас видеть, какими поворотами сети?))
ну от термитника до жжшечки путь не такой уж и извилистый. а репортажи интересные :-)
Красивые какие снимки, особенно последний
А мне больше Геркулес по вкусу. И Лев.
Ты молодец! Впрочем, как всегда:)
Как же вкусно ты рассказываешь!!!!! Я будто своими глазами все увидела!
Юль, а у меня еще истории остались.. и фотографии )))
Я думаю, с твоей жаждой жизни они у тебя никогда не переведутся :)
значит, будем писать еще и еще)) и фотографировать)
А я бы хотела жить во Флоренции...
А как вы там оказались?
там конгресс проходил неврологов... три дня.. три дня во Флоренции..
Кетоша, фотографии очень красивые!!
Только про ландскнехтов там так на самом деле. Наемники были немецкие, слово немецкое Landsknecht,что означает соответственно land земля Knecht слуга.
По-итальянски это звучит как Lanzichenecchi. А копье по-итальянски не lanza , а lancia. Копье тут совсем не причем, получается :)
потрясающе. удивляюсь мастерству скульпторов!