маяк

(9) Базилика Санта-Мария Новелла

(1) Флорентийское утро
(2) Два Давида...
(3) Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо)
(4) Баптистерий Св. Иоанна Крестителя
(5) Лоджия Ланци
(6) Площадь Синьории
(7) Baroque Festival
(8) Il Porcellino


"...во вторник утром в досточтимом храме Санта Мария Новелла, когда там почти никого не было, семь молодых дам, одетых,
как было прилично по времени, в печальные одежды, простояв божественную службу, сошлись вместе.... <..>
Пока дамы пребывали в беседах, в церковь вошли трое молодых людей, из которых самому юному было, однако,
не менее двадцати пяти лет и в которых ни бедствия времени, ни утраты друзей и родных, ни боязнь за самих себя
не только не погасили, но и не охладили любовного пламени... "

Джованни Боккаччо. Декамерон


Ранним утром, в свой первый день во Флоренции, стоя на маленьком балкончике гостиницы, я завороженно любовалась силуэтом города, освещенным лучами солнца. Купол Брунеллески, капелла Джотто - все это узнавалось сразу и безоговорочно, но остальной город еще оставался загадкой. И высокий шпиль храма, стрелой возносящийся в небо, хоть и казался смутно знакомым, словно слышала о нем когда-то, но давно и как-то мельком, все равно оставался таинственно манящим...
Это потом, через пару дней, когда буду стоять перед мраморно белым фасадом вдруг вспомниться откуда-то из дальних уголков памяти - во Флоренции чума, и 10 молодых флорентийцев уезжают из города, спасаясь от болезни... "Декамерон" Джованни Боккаччо...




Чтобы попасть в храм, надо пройти от вокзала, уворачиваясь от машин, велосипедов и чемоданов, перейти через улицу и мимо арок, которые на самом деле не арки, а погребальные склеры знатных флорентийских семейств, выйти на площадь, прямо перед бело-зеленым мраморным фасадом работы Леона Баттисты Альберти. Как это уже принято во Флоренции, сначала базилику начали строить одни, а затем - через столетия простоя и ничего-не-делания - достраивать собор пришлось совсем другим арихитекторам. И как это опять-таки принято во Флоренции должны были найтись богатые меценаты, чтобы базилика наконец-то обрела свои истинный вид, семейство Ручеллаи пожертвовало немалую сумму на строительство, и через пять лет все было готово. Прямо на фасаде (под тимпаном) Ручеллаи удостоились благодарственного упоминания, а их символом, корабликами с надутыми парусами, выложили целый ряд над порталом.





А ведь начиналось все очень тихо и скромно. На подступах к городу в IX веке прямо посреди виноградников построили маленькую часовню, которую в XIII веке передали доминиканцам. Доминиканцы бросились расширять часовню,дабы она могла вместить всех желающих, и основали монастырь - Санта-Мария-Новелла. Францисканцы, которые тоже к тому времени обосновались во Флоренции, решили не уступать и очередной нищий орден, кои и были францисканцы, отстроили громадину Санта-Кроче.



Доминиканцы полагали себя образованнее других орденов, проповоди в храмах читались исключительно на латыни, и понять ее простым обывателям было не легко. Францисканцы же напротив, рассказывали все просто и понятно, а чтобы было еще проще цервки уркщали фресками - дабы и неграмотные могли приобщиться к Библии. Доминиканцы смотрели на фрески презрительно, и лишь позволили себе использовать фасад Санта-Мария Новеллы для изучения астрономии. Но постепенно, наблюдая за тем, как популярны и понятны народу фрески, доминиканцы сдались - фрески стали появляться в базилике, только не везде, а исключительно в капеллах и внутренних двориках. Более того, в XVI веке Вазари распорядился замазать их всех белилами, как устаревшие и не пригодные. Пощадили только "Троицу" Мазаччо (1427), которую сейчас можно увидеть в церкви между второй и третьей колонной слева.



"Троица" Мазаччо удивительная фреска. Полагают, что именно с этой фрески стали говорить о перспективе в живописи, ранее до Мазаччо об этом никто и не думал. В композиции этой фрески Мазаччо применил законы линейной перспективы, создающей иллюзию трехмерного пространства.

На фреске изображена Голгофа — распятый Христос, поддерживаемый Богом-Отцом. В ногах у Распятия — саркофаг со скелетом Адама, над которым надпись типа memento mori — «Я был тем же, что и вы, но и вы станете тем же, чем стал я». По сторонам Распятия стоят Дева Мария и св. Иоанн, чуть ниже донатор (одетый в плащ и капуччо красного цвета — одежду «гонфалоньеров справедливости») и его супруга.

В верхней части фрески изображена уходящая в глубину ренессансная капелла, обрамленная снаружи двумя пилястрами с коринфскими капителями. Арка опирается на две, расположенные уже внутри капеллы, ионические колонны. За ней открывается пространство капеллы, передний план которой занимает крест с распятым Христом, Мария и апостол Иоанн, стоящие по обе стороны креста. Мазаччо, показывая Троицу, следует средневековым канонам, согласно которым в плоскостную фигуру Бога-Отца вписывалась также плоскостная фигура Бога-Сына с распростертыми над ней крыльями голубя – Духа Святого. Здесь фигуры приобретали одинаковую величину, становились объемными, поэтому требовалось создание глубинной среды. Перед капеллой написана широкая ступень и на ней две коленопреклоненные фигуры заказчиков фрески в традиционных позах с молитвенно сложенными руками. Нижняя часть композиции (открыта после реставрации в 1952) – изображение саркофага с традиционной надписью, напоминающей о смерти. (Источник информации ---> здесь)

Но если "Троица" - это аскетизм и лаконичность, то капелла Торнабуони (Cappella Tornabuoni) - это роскошь и великолепие. Украшенная фресками Доменико Гирландайо по заказу Джованни Торнабуони, родственника Лоренцо Великолепного и главы филиала банка Медичи в Риме, она по праву считается главным алтарем базилики. Доменико Гирландайо получили за свою работу неслыханной щедрости гонорар - 1 100 золотых флоринов – «к вящему прославлению фамилии» Торнабуони. Гирландайо не подвел: члены семейства Торнабуони фигурируют почти на всех фресках, начиная от самого мессера Джованни и его жены Франчески Питти, заканчивая учителями и наставниками. Примечательно, что рисовать все это ему помогал молодой Микеланджело.




Фрагмент росписи капеллы - Изгнание Иоакима из Храма


Фрагмент росписи капеллы - Избиение младенцев


Фрагмент росписи капеллы - Крещение


Витражи капеллы Торнабуони

Капелла Гонди (Cappella Gondi), с которой в 1279 году началось строительство базилики, замечательна тем,что там сохранились византийские фрески – самые древние из всех, что есть во Флоренции. А на их фоне висит деревянное распятие Брунеллески (1410-1414). Брунеллески вообще-то скульптурой не занимался, но тут поспорил со скульптором Донателло и решил показать, как на самом деле должен выглядеть распятый Христос. Гонди (Gondi) — знаменитые флорентийские банкиры, кредиторы рода Медичи, которые в XVI веке перебрались во Францию, где глава рода при содействии Екатерины Медичи приобрёл титул герцога Реца. На протяжении столетия четверо Гонди подряд занимали кафедру епископа Парижского с кардинальским званием.




Рядом, в капелле Гадди (Cappella Gaddi), под расписанным Алессандро Аллори потолком можно увидеть алтарь с «Иисусом, воскрешающим дочь Иаира» Бронзино.

А в капелле Строцци-ди-Мантова (Cappella Strozzi di Mantova), – «Рай», «Страшный суд» и «Ад» XIV века, что-то вроде иллюстрации к Данте, поэму которого почитатели приравняли едва ли не к писаниям отцов церкви.

Справа от алтаря есть еще одна капелла Строцци (Cappella Strozzi) – имени мессера Филиппо Строцци, котрую расписывал Филиппино Липпи, сын женолюбивого францисканца Филиппо Липпи. Именно в этой капелле один прекрасный день 1348 года собрались семь дам и трое молодых людей, «все разумные и родовитые, красивые, добрых нравов и сдержанно-приветливые», – так начался «Декамерон».

Следующая капелла называется «Чистая» – капелла Пура (Cappella della Pura). На ее месте, по легенде, двум возившимся в грязи детям явилась Мадонна и увела к себе в гости мыться.



С площади монастыря можно попасть в дворики, самый старый из которых Зеленый дворик (Chiostro Verde, 1350). Название дворику дали фрески Паоло Уччелло, для которых краски делались на зеленой основе. Под арками Зеленого дворика находятся небольшой монастырский музей (зайти туда стоит ради фресок Андреа Орканья, сбитых со стен вокруг главного алтаря перед тем, как их взялся расписывать Гирландайо) и проход, ведущий в капеллу Спаньоли (Cappella degli Spagnoli).







P.S. Продолжение следует....
promo ketosha april 7, 2016 00:05 26
Buy for 10 tokens
Почитала я тут свой ЖЖ, посидела на экзамене у ординаторов сегодня и решила реанимировать рубрику "нервное". Посему принимаю заказы (если таковые будут), на простое и доходчивое объяснение различных неврологических проблем - от болезней до таблеток и других методов лечения. Как вам такая…