маяк

Зеркала...

“… ей в приданое дано было зеркальце одно. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.
С ним одним она была добродушна, весела. С ним приветливо шутила и красуясь говорила:
“Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?”.
(А.С.Пушкин)


В феврале мы с Гошей посетили выставку "Зеркала в русском изобразительном искусстве конца XVIII–XX веков", которая проходила в Третьяковской галерее на Крымском мосту. Выставка эта задумана была несколько лет назад, но, оказалось, что воплотить ее не так и просто. Куратор выставки Наталья Адаскина и ее коллеги собирали картины в запасниках Галереи, а ведь, обычно в названии картины слово "зеркало" звучит не всегда, вот и пришлось разыскивать зеркала повсюду. Зато получилось очень интересно и разнообразно.




Зеркало, пожалуй, одно из самых мифических предметов, с которым связано множество преданий, легенд и суеверий. И если в западноевропейскую и азиатскую культуру зеркало входило относительно рано, то на Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Было даже специальное распоряжение церковного собора 1666 года, запретившее духовным лицам держать в своих домах зеркала. Может быть, поэтому количество суеверий, связанных с зеркалом, на Руси так много, причем самых разнообразных и противоположных по значению: на юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях - болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало - к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом… похоронить, искренне извиняясь перед ним за свою неуклюжесть.

Выставка про зеркала, как и сами зеркала, не может обойтись без обмана, перемешения реальности и иллюзий, когда размывается грань между "здесь" и "там". И вот уже отражение огромного букета цветов в зеркале оказывается не иллюзией, а самой что ни на есть настоящей правдой. Только подойдя поближе, понимаешь, что серебристая гладь - это не зеркало, а всего лишь дыра в раме, и букетов на самом деле два, почти одинаковых.



Двойники будут "обманывать" зрителя на этой выставке не раз, и не два. Обманывать по-доброму, чуть назидательно, показывая, что мир вокруг подчас бывает совсем не таким, как он видится на первый взгляд. Да и на второй тоже. И только разглядывая отражение в зеркалах, можно "прочитать" между строк, увидеть... Особенно ярко это видно, когда разглядываешь натюрморты на фоне зеркал. Зеркало позволяет художнику осветить пространство дополнительным светом, сделать его более нарядным, праздничным.





Зеркала и цветы - сочетание по-настоящему беспроигрышное, чем и воспользовались организаторы выставки. Дизайнер галереи Геннадий Синев и его коллеги расставили по всей экспозиции цветочные композиции, которые многократно повторялись в зеркалах, заставляя посетителей теряться в пространстве. И не только в пространстве, зеркала-то настоящие, старинные, из собрания Галереи, инкрустированные разными породами дерева, но этого не почти не замечаешь, все внимание занято охапками цветов.



Удивительное свойство зеркал - показывать мир на одно измерение меньше. Вспомните, мы ведь никогда не видим себя в зеркале, такими как мы, есть на самом деле, то есть объемными, а всегда плоскими. И вдруг оказывается, что отнимая, зеркала не только удваивают изображения, но одновременно расширяют пространство, давая нам еще одну плоскость восприятия. Мир, таким образом, из трехмерного, становится четырехмерным, в нем появляется действо, динамика. Зачастую эта дополнительная плоскость зеркала отражает независимый мир, несвязанный напрямую с сюжетом, композицией, появляется ощущение открытой завершенности. Посмотрите, как “расширено”, “искривлено” визуальное пространство с помощью зеркала на картине Веласкеса "Менины", где Филипп IV и его супруга Марианны видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене мастерской художника. (Полную интерпретацию нелинейного восприятия визуального пространства на примере картины Веласкеса “Менины” дал Мишель Фуко в своей работе “Слова и вещи”. => здесь)

Но вернемся к выставке. Зеркало может выступать в роль декора, показывая предмет или человека объемно, со всех сторон, приукрашивая его, как это было принято на парадных портретах. Посмотрите, вот картина Монье "Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны". Обратите внимание, как зеркало подчеркивает высокий императорский сан женщины, отражая профиль Елизаветы Алексеевны, словно на римской монете.

Монье Ж.-Л. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны

Зеркало и женщины - то вообще отдельная история. Подобно тому, как красота цветов раскрывается со всех сторон рядом с зеркалами, так и женщина около зеркала - она совсем другая. И дело даже не в том, что зеркальный блеск добавляет очарования и шарма, нет, зеркало и художник выступают роли психолога, показывая нам то, что спрятано за красивыми глазами, изящным изгибом бровей, капризной улыбкой.

Портрет величайшей актрисы Марии Ермоловой кисти Серова по словам Сергея Эйзенштейна "... скромен по краскам. ... сух по строгости позы. ... примитивен по распределению пятен и масс. Он лишен антуража и реквизита. Одна черная вертикальная фигура на сером фоне стены и зеркала, режущие фигуру по пояс и отражающеие кусок противоположной стены и потолка пустого зала, внутри которого изображена актриса." Зеркало и отражение в зеркале на этом портрете режут фигуру и одновременно раздвигают пространство, искажают его, и мы словно видим не один, а четыре портрета Марии Николаевны. Линия рамы зеркала, линия плинтуса, отраженная ломанная линия стыка между стеной и потолком создают иллюзию картины в картине, покадрово разбивая одно полотно на несколько кадров внутри себя, словно матрешка, один в другом. Вот здесь великолепный композиционный разбор картины, написанный Сергеем Эйзенштейном. Прочитайте, рекомендую.

Есть еще один портрет, написанный Серовым, которого не оказалось на выставке, но который мог бы занять на ней достойное место. Это портрет Генриетты Гиршман, датированный 1907 годом. И опять зеркало, и опять игра, в которой сложно различить настоящее и вымышленное. На картине Генриетта стоит спиной к зеркалу, но смотрит на нас так, словно смотрела бы в зеркало, словно она ищет нужную позу, выражение лица, с которым будет позировать художнику. В глубине зеркала Серов как бы случайно помещает автопортрет - угрюмое насупившееся лицо.



Вот еще портрет, который в зеркальном своем отражении говорит больше, нежели читается в реальном. "Портрет балерины О.В. Лепешинской" кисти Александра Герасимова. Небрежный первый план, его почти нет, черную драпировку художник просто не дорисовал. И сама Ольга Борисовна на этой картине не главный персонаж, как это не странно звучит. Главное - отражение, реальность, созданная вопреки тому, что есть на самом деле. Вспомните, 1939 год, время когда была написана картина. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" - лейтмотив эпохи, рефреном звучавший со всех сторон. Иллюзия стала реальностью, она прорисована тщательней, там угадывается мастер балерины, да и сама зеркальная рама богаче и ярче, чем рама картины.



Сопоставление времени написания картины и сюжета и персонажей оборачивается иногда удивительным образом. Вот картина Николая Богданова-Бельского «Дети за пианино»: крестьянские детишки с комичным удивлением тыкают пальчиками в клавиши, глядятся в большое зеркало от старинного шкафа… Странные предметы для крестьянской избы, право слово. И тут помогает год написания картины - 1918,и все встает на свои места, и становится ясно, откуда все эти вещи. И изумленно-растерянный взгляд босоногого мальчонки в зеркало — это взгляд в непонятную, исчезнувшую жизнь, которая уже не повторится... Зеркало может быть жестким и беспощадным. Я сам и мой двойник в зеркале не всегда одно и то же, случается, что зеркало отражает все то, что спрятано внутри, то, в чем боишься признаться даже себе самому. И тогда надо быть начеку - что-то еще покажет блестящая гладь. Вот, например, так, как на картине Устинова "Мирная марсомания".



Автопортреты в зеркалах - это отдельный пласт, отдельный мир. С него начинается выставка, вернее, со знаменитого автопортрета Зинаиды Серебряковой «За туалетом». Юная художница приглашает нас в свой женский мир - баночки, скляночки, пузырьки духов, бусы, пудра. И тут же неподалеку автопортрет И.Николаева - художник изобразил себя не на холсте в зеркале, а прямо на зеркале, и любой зритель может увидеть себя частью картины.



А как вы думаете, где еще много зеркал? Правильно, в парикмахерской. Это действительно именно то место, где зеркала становятся главными героями, показывая нам мир и его обитателей во всей красе. Мотив зеркал в парикмахерской оказался весьма благодатным и интересным. Посмотрите, как зеркало играет на картине Ларионова "Проститутка у парикмахера". Картина эта написана в 1920-е годы, в так называемый французский период, когда Ларионов вдохновлялся примитивистскими работами.

Mirrors. Tretyakovka. Moscow
(с) Anna Antonova by www.artgals.info

А вот здесь, на картине "Автопортрет у парикмахера" Николая Ульянова (1914 – 1923) многократное удвоение в зеркалах создает иллюзию бесконечности.



И точно такая же бесконечность мира возникает, когда рассматриваешь зеркальные мобильные объекты; небольшой черный ящик с маленьким, словно замочным отверстием, на самом деле не так и прост, как это может показаться...



Завершают выставку загадочные и необычные - объекты и коллажи В. Колейчука, Н. Элькониной. Эксперименты с зеркалами, поверхностями, искривлением пространство, иллюзией - все это создает другую реальность. Здесь «Три стакана» и «Ложка, которая перевернула весь мир» Вячеслава Колейчука. Обман, иллюзия - но подходишь поближе, и понимаешь, что "меня обманывать не надо, я сам обманываться рад"...



И «Зеркальные структуры» Н.Элькониной - "Ритм №14", когда зеркало выходит за рамки картины, создавая интерактивное пространство, которое каждый может смоделировать сам. По своему внутреннему убеждению и чутью.





Вот такая получилась выставка.
И как обычно, искусствоведы потом начнут спорить, удалась ли она, все ли задуманное получилось. Наверное, сейчас это не так важно. Хотя, признаюсь, мне экспозиция показалась немного сумбурной, не стройной. Не получилось, на мой взгляд, монолитности, плавного перетекания из одного в другое, из одной картины - в другую, из эпохи - в эпоху; приглядевшись, становится видно, что любую картину можно безболезненно вытащить из визуального ряда и заменить иной, не лучше, не хуже - просто другой, лишь бы на ней было изображено зеркало.

P.S. Большое спасибо olechka_coolОле и Насте за замечательную компанию.

P.S.S. Я редко получаюсь на фотографиях, такова уж участь фотографирующего. Но иногда попадаюсь в кадр. Найдете?




(1) Ледовые скульптуры (Торговая площадь, г. Дмитров)
(2) Видение танца. К столетию "Русских балетов" С.П. Дягилева (Галерея на Крымском мосту)
(3) Древняя Греция (ГМИИ им. А.С. Пушкина)
(4) "Этих дней не смолкнет слава..." (Музей-усадьба Коломенское)
(5) Зимная прогулка по музею-усадьбе "Коломенское"
(6) Вьюговей-2010 (Мемориальный музей космонавтики)
(7) "Пройди путем эволюции - 1" (Дарвиновский музей)
(8) "Пройди путем эволюции - 2" (Дарвиновский музей)
(9) Музей барона Мюнхгаузена (Москва)
(10) Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород)
(11) Скит Преподобного Саввы Сторожевского (Звенигород)
(12) "Река времени" (Звенигород)
promo ketosha april 7, 2016 00:05 26
Buy for 10 tokens
Почитала я тут свой ЖЖ, посидела на экзамене у ординаторов сегодня и решила реанимировать рубрику "нервное". Посему принимаю заказы (если таковые будут), на простое и доходчивое объяснение различных неврологических проблем - от болезней до таблеток и других методов лечения. Как вам такая…
Спасибо, Кетош, как будто сама там прошлась.
Тина-джан, заходи еще, у нас еще много таких историй, надо только время найти написать )
А я к зеркалам трогательных чувств почему-то никогда не питала.
:-) Я поняла:-) Вы вообще большие умничики! Особенно, конечно, ты!

Смс "Гитлер капут!" была моя, если ты сомневалась:-)
а я догадалась, и даже ответила ;))
Вы там тоже путешественники, читаю - прикидываю планы на лето))
Ща я тебе напланирую:-) Кострома обязательно! Даже гостиницу подскажу, если соберешься.

А ответ я получила, спасиб!)
Отличный отзыв!!! Молодец!!! Я так мыслю, литературный талант и чувство прекрасного - это бесплатное приложене к медицинскому образованию (ну, там, Чехов, Булгаков, Кетоша...).
Спасибо за компанию))
Там еще пара отчетов осталось с занятий, куда мы вместе ходили, так что..)