маяк

Ионеско. Сюита (Театр де ля Виль, Франция)

11

В рамках Чеховского фестиваля 2015 посмотрели с мальчиком спектакль Театра де ля Виль (Франция) "Ионеско. Сюита" (постановка - Эмманаюэль Демарси-Мота). Анонс постановки предвещал "… семь странных и смешных персонажей, забавный язык, игру слов и неожиданные ассоциации".

Были и странные персонажи, был и забавный язык, была и игра слов, несмотря на субтитры, были и неожиданные ассоциации. Благодаря Георгию, который выбирал, на какие спекткли Чеховского фестиваля, мы пойдем, я открыла для себя невероятного Эжена Ионеско и его театр абсурда. Постановка "Ионеско. Сюита" - это коллективное творчество, как обозначено в программке спектакля, сотканное по пьесам "Жак, или Подчинение", "Бред вдвоем", "Лысая певица", "Урок" и "Упражнения по раговору и дикции для американских студентов".


Несмотря на то, что вышеупомянутые пьесы были написаны в конце 50-ых годов прошлого века, сегодня они смотрятся также свежо и актуально. Поддавшись в начале спектакля на фривольно-откровенную буффонаду, на выбеленные (в лучших традициях уличных театров и комедии дель арте) лица актеров, на гротескно-преувеличенную мимику и жесты, в середине действа внезапно понимаешь, что на самом деле все происходящее предельно выверно - от света и звука до пластики и построения мизансцен. За полтора с лишним часа полотно спекткаля, сотканное из коротких сцен, перетекающих одна в другую, натянется так туго, что кажется - раздастся треск и ткань порвется в клочья.

Эмманаюэль Демарси-Мота вместе с семью актерами театра играют Ионеско так, словно это происходит в первый раз. Ионеско сходен Хармсу и Введенскому: он разрушает язык, который есть "ничто, клише, пустые формулы и лозунги" - эксцентрично, парадоксально, эпатажно, переворачивая житейскую логику с ног на голову. Ионеско выворачивает реальность наизнанку, и содержание, смысл его пьес, нужно открывать, как тот пресловутый закрытый шкаф, коим является произведение искусства. Недаром Ионеско писал: "Никогда не знаешь точно, куда идешь – это выясняется лишь впоследствии".

Герои Эжена Ионеско родились из наборов слов и фраз, порой из учебника английского языка для французов, где написаны изумительные истины: например, что в неделе семь дней, или, что "пол внизу, потолок вверху". Традиционная в таких учебниках английская супружеская пара — мистер и миссис Смит - постоянно твердит непреложные аксиомы, выступая в роли коллективного Капитана Очевидность, вовлекая в процесс все больше и больше персонажей. Друзья Смитов — семейство Мартинов - подхватывают эту игру сразу и навсегда, и вот уже две супружеские пары соревнуются в словесных штампах и клише. Даже само название пьесы "Лысая певица" рождается в результате случайной оговорки. Один из актеров на репетиции пьесы случайно оговорился: вместо слов "слишком светлая певица" было произнесено "слишком лысая певица". Стоит ли говорить о том, что лысой певицы в списке действующих лиц нет и не предполагалось?

Семь актеров мечутся по сцене, швыряют друг в друга тортом, обливают шампанским, рассказывают зрителям невероятные истории, рождают парадоксально-абсурдные и голово-ломательные непреложные истины ("Везучим людям везет, не везучим - не везет", "осторожно , нож - убивает", "Меня зовут Эльза", и "Если бы я выучился на техника, я был бы техником") - закрытый шкаф просто так не откроется. Для начала надо полностью освободится от всех условностей, которые мы старательно взращиваем и лелеем в себе, не искать истину, рационализм и логику в абсурде. Надо отдаться течению мысли и речи Ионеско, чтобы в конце концов понять (или считать, что понял) - действующие герои, связанные канвой пьес, собранные на одних подмостках, в одних мизансценах, только внешне связаны и зависят друг от друга. На самом деле они одиноки.

Немного неправдоподобные, карикатурные, нарочито комические или трагические - и одинокие. Именно поэтому они цепляются за внешнюю стабильность непреложных истин, окружая себя оболочками пустого общения. Потому что порою самый большой страх - это быть с самим собой, наедине, быть самодостаточным.

Большое спасибо актерам Театра де ля Виль за великолепную постановку.

Театральные походы 2015
"Жизнь прекрасна"! (Московский театр мюзикла) http://ketosha.livejournal.com/561799.html
С любимыми не расставайтесь (МТЮЗ) http://ketosha.livejournal.com/562645.html
Мышеловка (Московский драматический театр им. А.С.Пушкина) http://ketosha.livejournal.com/563852.html
Необыкновенный концерт (Театр Кукол им С.В.Образцова) http://ketosha.livejournal.com/564925.html
Все о Золушке (Московский театр мюзикла) http://ketosha.livejournal.com/565003.html
Свидетель обвинения (МТЮЗ) http://ketosha.livejournal.com/565386.html
CUISINE & CONFESSION Кухня. Откровение http://ketosha.livejournal.com/566061.html
Морфий (Et Cetera) http://ketosha.livejournal.com/570221.html
Комедия ошибок (Et Cetera) http://ketosha.livejournal.com/570972.html
Я, бабушка, Илико и Илларион (Театр у Никитских ворот) http://ketosha.livejournal.com/571801.html
Надежда, вера и любовь... (Et Cetera) http://ketosha.livejournal.com/572639.html
Сердце не камень (Et Cetera) http://ketosha.livejournal.com/573032.html
Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля… (Et Cetera) http://ketosha.livejournal.com/573332.html
Подавлять и возбуждать (Et Cetera) http://ketosha.livejournal.com/576296.html
Птицы (Et Cetera) http://ketosha.livejournal.com/576722.html
Конец света откладывается (Московский губернский театр) http://ketosha.livejournal.com/576963.html

Чеховский фестиваль-2015
Ионеско. Сюита (Театр де ля Виль, Франция) http://ketosha.livejournal.com/577991.html


promo ketosha april 7, 2016 00:05 26
Buy for 10 tokens
Почитала я тут свой ЖЖ, посидела на экзамене у ординаторов сегодня и решила реанимировать рубрику "нервное". Посему принимаю заказы (если таковые будут), на простое и доходчивое объяснение различных неврологических проблем - от болезней до таблеток и других методов лечения. Как вам такая…