лето

"Сашка, и главное — живым остаться" (с)

Всем воевавшим подо Ржевом — живым и мертвым — посвящена эта повесть.
Вячеслав Кондратьев



Писать о войне легко, повторяя отчеканенные временем фразы о величии подвига, самоотверженности воинов и цитируя сухие сводки побед и поражений.
Писать о войне трудно, преломляя военные дни через судьбы родных и близких. Война - это история про боль и надежду всей страны.
Война - это история друга. Или врага. История человека. Одного.

Чем больше лет проходит со дня Победы, тем меньше среди нас остается тех, кто может рассказать историю солдата. Такую, как рассказали Резо Чхеидзе в фильме "Отец солдата" или Сергей Бондарчук в "Судьбе человека". Современные фильмы и спектакли показывают прошедшую войну масштабно, эпично, грандиозно. Формат 3D, режим slow-mo, чудеса монтажа, - льющаяся с экранов кровь и разрывающие плоть пули должны по замыслу режиссеров и постановщиков напомнить, как же страшно было там, на войне. Должны, но не получается. Убедить в этом поколение, выросшее на компьютерных играх, где убитый герой оживает в мгновение ока при перезагрузке, сложно. Как сложно нам, сегодняшним, понять трагедию войны 1812 года.

Молодые актеры студии "Белый Шар" под руководством Павла Любимцева рассказывают о войне в спектакль «Сашка» по повести Вячеслава Кондратьева очень тихо.


Сашка - рядовой. Пехотинец. А вокруг война. Сражение под Ржевом.
"Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете " - спустя годы напишет Александр Твардовский.
Кто знает, может быть, этот неизвестный из пятой роты - наш Сашка.
Но очень хочется верить, что Сашка прошел и Ржев, и Курск, и дошел до Берлина.
Женился, родил детей, ходил с друзьями в походы и восстанавливал разрушенную страну.



Это будет потом. Обязательно будет.
Но сейчас, здесь, на сцене Сашка ведет на допрос пленного немца.
Такого же мальчишку, как и он сам. Грамотного немца, "штудента".
Врага, которому дал честное слово. Солдатское Честное слово, что оставит жизнь.
Можно ли обещать то, что самим смыслом войны, ее сутью, отрицается и уничтожается?
Господи, как же сводит судорогой ногу у человека, идущего на расстрел!
И как же сводит судорогой ногу у человека, ведущего на расстрел....



Можно ли на войне любить, радоваться, быть слабым, обижаться?
А еще ненавидеть, прощать, делать глупости и петь песни?
Только руки предательски дрожат у молодой вдовы, что торопится надеть серьги перед встречей с солдатами.
И белые простыни медсанбата, словно белые паруса, и своя Ассоль среди смертей, потерь, огня...





На этой войне будут и песни, и стихи, и мечты о доме.
Будет смешно и весело, если смотреть, лежа, на синеву небес, и не думать о разрывающихся где-то снарядах или спрятанных в пожухлой траве минах.
Если читать нараспев строки любимых поэтов, наперекор всему происходящему.



И финале пьесы, но не финале жизни! - рефреном всей войны:
"- Скажите... Только правду, обязательно правду. Там страшно?
- Страшно, девушки, - ответил Сашка очень серьезно. - И знать вам это надо... чтоб готовы были.




Спектакль час с небольшим - на шинельном фоне, под звуки снарядов и треск автоматом, под светом прожекторов - искренний, настоящий, до мурашек.

Единственное "но" - час с небольшим: и мне не хватило плавных, незаметных "связок" между отдельными сценками, зарисовками.
Повесть Вячеслава Кондратьева насыщена событиями и персонажами, и чтобы уложить текст в формат театральной постановки такой продолжительности, пришлось пожертвовать некоторым моментами.
Говорят, что спектакль родился из студенческих работ, которые собрали воедину.
Сцены сменяют друг друга через затемнение, и от этого иногда ломается чувство погружения в происходящее.

Мое открытие вечера:
Сашка в исполнении Сергея Беляева: по-настоящему живой, искренний, по-мальчишески трогательный.
Жора, сыгранный Сергеем Бредюком, - романтичный, яркий и безупречно точный в актерской игре.
И низкий поклон женской части команды - двум Екатеринам: Демидовой и Мирошкиной, и Анастасии Цибизовой. Девочки, вы чудесные!



Это спектакль «Сашка» по повести Вячеслава Кондратьева - Гран-При Международного фестиваля театральных и кинематографических школ “Class Fest” (г.Кишинёв, Молдавия), Гран-При Х ежегодного молодёжного фестиваля-конкурса студенческого творчества в области театрального искусства «Левый берег — 2012» (г.Москва).

"- Счастливого тебе пути, солдат. И главное — живым остаться".


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Оставайтесь на связи: lj LiveJournal | fb Facebook | in Instagram

Posts from This Journal by “Рецензия” Tag

promo ketosha april 7, 2016 00:05 26
Buy for 10 tokens
Почитала я тут свой ЖЖ, посидела на экзамене у ординаторов сегодня и решила реанимировать рубрику "нервное". Посему принимаю заказы (если таковые будут), на простое и доходчивое объяснение различных неврологических проблем - от болезней до таблеток и других методов лечения. Как вам такая…
Такие спектакли всегда тяжело смотреть в смысле переживаний.
И молодые актёры обычно очень хорошо играют.
Вспоминаю дипломные спектакли в Щуке, Щепке и РАТИ.
Когда-то видела выпускной курс Павла Любимцева.
Мне как-то не довелось видеть дипломные спектакли. Думаю, это интересно.
Ох, все собиралась посмотреть спектакль (хоть какой-нибудь) у студии "Белый шар", но как-то все проходило мимо меня :(
У нас их ещё есть постановки, тоже хочу ещё раз посмотреть, сравнить впечатления
Сложная и очень важная тема. Здорово, что молодые актёры берутся за неё и не пытаются сделать шоу.
Рецензия потрясающая, вышибает слезы!
Фильмы и спектакли о войне люблю. Но для них нужен особый настрой. Часто в день победы или в какие-то близкие к празднику дни смотрю иногда много...
Я тоже люблю такиеифильмы и спектакли. Но мало где так неофициально. А тут ...
Привет! Меня зовут Хоттабыч, я джин и исполняю все людские добрые желания! У Вас очень интересный блог!А я вот в основном пишу про компьютерные онлайн и офлайн игры, но в будущем собираюсь писать и о том как исполнить все ваши желания и мечты и как этого добиться, в жж я не так давно, так что не серчайте)надеюсь на дружбу взаимно!))
Американское кино лучше отечественного.
Я бы даже не стал ставить в пример Спасение рядового Райана. В каком-нибудь блокбастере о вторжении инопланетян реализма и драматизма больше чем во всех эпопеях Озерова. В фильмах про зомби-апокалипсис драматизма и психологии (человека и групп в экстремальных условиях) больше чем во всех отечественных картинах(за исключением, несколько артхаусного, Иди и смотри).
Не думаю, чтоб спектакль открыл этому миру что-то новое.
миру и не надо открывать новое, на таких спектаклях ЧЕЛОВЕК открывает в себе новое... жаль, что у вас вместо души - компьютер, возможно, вы и не человек... поэтому для вас такие фильмы и спектакли ничего не значат.... страшно. потому что таких "культурных, продвинутых" было мнооооого среди тех, кто поверил Гитлеру и экспериментировал на советских солдатах, женщинах и детях..... но вам это, конечно, не понять....
К сожалению спектакли о войне не видела, в нашем небольшом городе пару театров, да и то спектакли слабые. Но если бы к нам приехали с таким спектаклем, обязательно бы сходила