кофе

Комедия про комедию или Академия смеха



Токио, Япония, 1940 год.
За окном - японско-китайская война и ворона Мусаси.
На подмостках - красный стол на постаменте из черных в обрамлении смятых листов бумаги и два актера. 
Первый - Мацуо Сакисаки, затянутый в черный мундир офицер службы безопасности отдела цензуры.
Второй - в свободных белых одеждах, Хадзими Цубаки, драматург театральной труппы "Академия смеха".
Это пьеса "Академия смеха" в постановке Московского театра русской драмы.



Сюжет пьесы японского драматурга Коки Митано "Академия смеха" прост - незадачливый драматург Цубаки (Аркадий Аверин) стремится получить разрешение цензора (Дмитрий Щепенко) на постановку новой комедии.
Семь дней действия - семь дней сотворения комедии.
Семь дней дает цензор драматургу, чтобы привести комедию в благонадежный вид.
Драматург подчиняется, заискивает, паясничает, дает взятки, переписывает текст и доводит сцены до абсурдности.
Но чем больше правок вносит цензор, тем смешнее и смешнее становится пьеса Цубаки.
Через семь дней на свет рождается пьеса, много совершеннее исходного текста. 
За семь дней тупой, но по-детски наивный чиновник, не лишенный чувства прекрасного, Сакисаки становится соавтором постановки, вкусившим вкус и силу творчества.



Главное требование жанра комедии формулируется просто: смотришь - смешно, посмотрел - грустно.
И достигается этот эффект в Московском театре русской драмы без новомодного модернизма, когда форма становится доминантной на сцене.
Спекталь поставлен без спецэффектов, но с мастерски выверенной игрой света и цвета на подмостках.
Красно-черно-белая гамма по-японски вывереных и графичных декораций, словно пульсирующий нерв, филигранно задает настрой и энергетику спектакля.



Русские актеры Щепенко и Аверин играют Японию под стать декорациям - лаконично, но по-русски размашисто и эмоционально. 
И чем дальше от начала, тем плотнее становится игра актеров, а каждая встреча персонажей все больше напоминает смешной и мастерски прописанный скетч.
Герои то сражаются в духе японских единоборств, то, надев кимоно, разыгрывают придуманные драматургом реплики.
Спектакль, начавшийся как комедия положений со смеха зрителей над непреклонно-туповатым цензором, в финале оборачивается драмой.
Драмой, в которой цензор становится персонажем достойным сочувствия и глубочайшего уважения.



Дмитрий Щепенко играет психологический гротеск,  по нарастающей, постепенно наделяя цензора новыми чертами.
В начале спектакля перед нами непреклонный моралист, что не любит театр, не понимает юмор и не улыбается.
По мере общения с драматургом, Щепенко находит в образе Цубаки новые краски: в глазах появляется мысль, пробивается смех, - цензор отыскал в глубине души вдохновение.
Щепенко рассказывает зрителю о похождениях раненого найденыша-ворона Мусаси, что тюкнул в лоб супругу героя, а затем вернулся с выводком воронят, с каменным лицом, на котором не дрогнет ни мускул.
Так вот этот самый Щепенко, заболев театром, оказывается талантливейшим и интересным человеком.



В противовес цензору герой Аркадия Аверина выглядит в начале пьесы свободолюбивым и независимым творцом.
Но пока Сакисаки то хитростью, то лестью, то обаянием, то подкупом пытается уломать деспотичного цензора, зрителю становится видна приспособленческая натура драматурга.
Устои Великой Японии и честь императора, столь ревностно отстаиваемые Цубаки, для драматурга, не совсем пустой звук, но повод для шуток.
Впрочем, что цензор, что драматург всего лишь "винтики" в механизме государства.
Разница в том, что "винтик" порою имеет собственное мнение и несет ответственность за свои поступки.


 
"Академия смеха" это спектакль про людей.
Про двух человек в неспокойной Японии (или России?), что ищут взаимопонимания.
И находят.
Спектакль, сыгранный двумя актерами, которые ничего не изобретают, - проживают кусочек японской жизни.
И в этой простоте - высокий профессионализм Дмитрия Щепенко и Аркадия Аверина.



"Академия смеха" Коки Митано - остроумный парадокс, шкатулка с секретом, которая открывается не сразу. 
И прочитав в анонсе спектакля сюжет о борьбе художника с цензором, - не спешите.
Мрачный цензор Сакисаки засмеется на протяжении семи дней 83 раза.
Вместе со зрительным залом я улыбалась и смеялась почти весь спектакль.
А, как известно, в смехе, как и в споре, рождается истина.



Большое спасибо pamsik и mosblog за возможность культурного обогащения.

Моя рецензия на «Афише»

Академия смеха

Токио, Япония, 1940 год.

За окном - японско-китайская война и ворона Мусаси.

На подмостках - красный стол на постаменте из черных в обрамлении смятых листов бумаги и два актера. 

Первый - Мацуо Сакисаки, затянутый в черный мундир офицер службы безопасности отдела цензуры.

Второй - в свободных белых одеждах, Хадзими Цубаки, драматург театральной труппы "Академия смеха".

Это пьеса "Академия смеха" в постановке  Московского театра русской драмы.

Сюжет пьесы... Читать полностью

 Ketevan Meshkova 31.05.2016 0:16:00 · Хорошая рецензия? · Спасибо! Спасибо!
О спектакле: Все рецензии




Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Оставайтесь на связи: lj LiveJournal | fb Facebook | in Instagram

Posts from This Journal by “Рецензия” Tag

promo ketosha april 7, 2016 00:05 26
Buy for 10 tokens
Почитала я тут свой ЖЖ, посидела на экзамене у ординаторов сегодня и решила реанимировать рубрику "нервное". Посему принимаю заказы (если таковые будут), на простое и доходчивое объяснение различных неврологических проблем - от болезней до таблеток и других методов лечения. Как вам такая…
Блогеры о спектаклях Театра русской драмы под рук.М.Г.Щ
Пользователь pamsik сослался на вашу запись в своей записи «Блогеры о спектаклях Театра русской драмы под рук.М.Г.Щепенко» в контексте: [...] напоминает смешной и мастерски прописанный скетч». Комедия про комедию или Академия смеха [...]
Театр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко. Православный
Пользователь siluan_ierom сослался на вашу запись в своей записи «Театр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко. Православный театр? Единственный в своем роде.» в контексте: [...] напоминает смешной и мастерски прописанный скетч». Комедия про комедию или Академия смеха [...]